Содержание | <<< | >>>

Чтение и запись строк

Среди функций ввода/вывода на консоль есть и более сложные, но и более мощные: это функции gets() и puts(), которые позволяют считывать и отображать строки символов.

Функция gets() читает строку символов, введенную с клавиатуры, и записывает ее в память по адресу, на который указывает ее аргумент. Символы можно вводить с клавиатуры до тех пор, пока не будет введен символ возврата каретки. Он не станет частью строки, а вместо него в ее конец будет помещен символ конца строки ('0'), после чего произойдет возврат из функции gets(). На самом деле вернуть символ возврата каретки с помощью этой функции нельзя (а с помощью getchar() — как раз можно). Перед тем как нажимать <ENTER>, можно исправлять неправильно введенные символы, пользуясь для этого клавишей возврата каретки на одну позицию (клавишей backspace). Вот прототип для gets():

char *gets(char *cmp);

Здесь cmp — это указатель на массив символов, в который записываются символы, вводимые пользователем, gets() также возвращает cmp. Следующая программа читает строку в массив str и выводит ее длину:

#include <stdio.h>
#include <string.h>

int main(void)
{
  char str[80];

  gets(str);
  printf("Длина в символах равна %d", strlen(str));

  return 0;
}

Необходимо очень осторожно использовать gets(), потому что эта функция не проверяет границы массива, в который записываются введенные символы. Таким образом, может случиться, что пользователь введет больше символов, чем помещается в этом массиве. Хотя функция gets() прекрасно подходит для программ-примеров и простых утилит, предназначенных только для вас, но в профессиональных программах ею лучше не пользоваться. Ее альтернативой, позволяющей предотвратить переполнение массива, будет функция fgets(), которая описана в следующей главе.

Функция puts() отображает на экране свой строковый аргумент, после чего курсор переходит на новую строку. Вот прототип этой функции:

int puts(const char *cmp);

puts() признает те же самые управляющие последовательности[1], что и printf(), например, \t в качестве символа табуляции. Вызов функции puts() требует намного меньше ресурсов, чем вызов printf(). Это объясняется тем, что puts() может только выводить строку символов, но не может выводить числа или делать преобразования формата. В результате эта функция занимает меньше места и выполняется быстрее, чем printf(). Поэтому тогда, когда не нужны преобразования формата, часто используется функция puts().

Функция puts() в случае успешного завершения возвращает неотрицательное значение, а в случае ошибки — EOF. Однако при записи на консоль обычно предполагают, что ошибки не будет, поэтому значение, возвращаемое puts(), проверяется редко. Следующий оператор выводит фразу Привет:

puts("Привет");

В таблице 8.1 перечислены основные функции консольного ввода/вывода.

Таблица 8.1. Основные функции ввода/вывода
ФункцияЕе действия
getchar()Читает символ с клавиатуры; обычно ожидает возврат каретки
getche()Читает символ, при этом он отображается на экране; не ожидает возврата каретки; в стандарте С не определена, но распространена достаточно широко
getch()Читает символ, но не отображает его на экране; не ожидает возврата каретки; в стандарте С не определена, но распространена достаточно широко
putchar()Отображает символ на экране
gets()Читает строку с клавиатуры
puts()Отображает строку на экране

В следующей программе — простом компьютеризованном словаре — показано применение нескольких основных функций консольного ввода/вывода. Эта программа предлагает пользователю ввести слово, а затем проверяет, совпадает ли оно с каким-либо из тех слов, что находятся в ее базе данных. Если оно там есть, то программа выводит значение слова. Обратите особое внимание на использование косвенной адресации в этой программе. Чтобы легче было понять программу, прежде всего вспомните, что массив dic — это массив указателей на строки. Обратите внимание, что список должен завершаться двумя нулями.

/* Простой словарь. */
#include <stdio.h>
#include <string.h>
#include <ctype.h>

/* список слов и их значений */
char  *dic[][40] = {
  "атлас", "Том географических и/или топографических карт.",
  "автомобиль", "Моторизоравонное средство передвижения.",
  "телефон", "Средство связи.",
  "самолет", "Летающая машина.",
  "", ""  /* нули, завершающие список */
};

int main(void)
{
  char word[80], ch;
  char **p;

  do {
    puts("\nВведите слово: ");
    scanf("%s", word);

    p = (char **)dic;

    /* поиск слова в словаре и вывод его значения */
    do {
      if(!strcmp(*p, word)) {
        puts("Значение:");
        puts(*(p+1));
        break;
      }
      if(!strcmp(*p, word)) break;
      p = p + 2;  /* продвижение по списку */
    } while(*p);
    if(!*p) puts("Слово в словаре отсутствует.");
    printf("Будете еще вводить? (y/n): ");
    scanf(" %c%*c", &ch);
  } while(toupper(ch) != 'N');

  return 0;
}

----------

[1]Называются также ESC-последовательностями; в C/C++ — это комбинация символов, обычно используемая для задания неотображаемых символов и символов, имеющих специальное значение. Представление управляющих последовательностей начинается с обратной косой черты.


Содержание | <<< | >>>
Hosted by uCoz